Валя-медичка
52-летняя Валентина Самбур проработала в медицине 25 лет. И хоть уже и вышла на пенсию по выслуге, в Раздольном Носовского района к ней обращаются и сейчас. Как говорится, бывших медиков не бывает. Помогать Валентина Ивановна может не только лекарствами, ной… молитвами и заговорами, которые к ней пришли во сне, через газету и от больной подруги.
ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ РОДЫ
Родом Валентина Ивановна из Селища, а в соседнее Раздольное вышла замуж. Правда, на работу сюда перевелась позже, начинала же по окончании Черниговского медицинского училища (сейчас — колледж) в Держановке того же Носовского района.
– В декрете с первым ребенком была недолго – 9 месяцев, затем вернулась в Держановку. Когда местная фельдшерица вышла замуж в Мрин и перешла работать туда, я стала на ее место. Была фельдшером на два села — Раздольное и Киселевку. Тогда население в Раздольном было 395 человек взрослых и 27 детей. Сейчас же, может, всего сотня осталась. Я еще точно не посчитала (бывает, лежу ночью, не спится, так перебираю в памяти людей, вспоминаю каждого по имени).
За 25 лет работы столько всего было… До сих пор помню первые принятые роды, свое «боевое крещение». В тот день наша акушерка, Надежда Николаевна, отпросилась. У нее были сыновья-близнецы, не на кого было их оставить. Гэворю: «Иди к детям, может, и ты меня когда-то заменишь». Сижу, а тут прилетает «скорая»: нужно везти роженицу из села в Носовку, я должна ее сопровождать. А тогда, бывало, в «скорую» попутно садятся все, кому нужно в райбольницу – на рентген или к какому-то специалисту. Насели в машину, едем. И тут по дороге женщина… начинает рожать. Все повыходили, одна бабушка меня жалеет: «Боже, дитятко, что же ты будешь делать?..» Справилась. Хорошо, что у меня с собой было все необходимое стерильное, что акушерка приготовила. Родилась девочка. Посылаю водителя: «Идите на заправку, звоните в Носовку, что везем уже и маму, и ребенка».
Запомнились и последние роды.
– Это было 4 года назад в июле (я уже не работала). Дома слышу с улицы крики: «Ивановна, Ивановна, жена рожает!» В той семье это был уже шестой ребенок. Роды стремительные. Посадили женщину в машину – везти в райцентр. Но только доехали до двора теперешней фельдшерицы Люды, которая работает на моем месте, а роженица кричит: «Я здесь буду рожать!» Люда растерялась: «Я роды еще не принимала». Когда я прибежала, ребенок уже лежал в машине. Люда вынесла ножницы, бутылку водки, йод, зеленку, бинты. Я отрезала пуповину, наложила стерильную салфеточку. Детское место у мамы не отбирали – побоялись, не дай бог, кровотечение. Носовский гинеколог Виктор Николаевич Загорулько после сказал: «Правильно сделали, мало ли что могло случиться, а у женщины, кроме этой доченьки, еще пятеро деток».
Так в машине под двором на свет появилась Ангелинка. Сейчас она уже подросла, бегает с братиками-сестричками. Бывает, еду, а у нее спрашивают: «Кто это?» – «Баба-медичка». Меня всю жизнь так и называли — Валя-медичка. А мой внучек, 12-летний Вадимчик, зовет Валентинушкой. Это сынок старшей дочери Юли. У младшего Саши – дочь, наша Сонечка-солнышко, ей 5лет.
Кстати, дети Валентины Ивановны пошли ее — медицинским — путем. Юлия — медсестра, Александр с женой — зубные техники.
ОТ БАБЫ МАРВОЧКИ И ЖЕНЩИНЫ «ИЗ ГАЗЕТЫ»
Уговорить Валентину Ивановну рассказать о своих знахарских умениях удалось с трудом. Она этого не афиширует, разве кто-то сам узнает и придет. Поэтому и мы не будем давать ее контактов, ведь пишем о ней не для рекламы. Поразило то, как к Валентине Ивановне пришли знания.
– В нашем роду были ведуньи. Моя прабабушка Марва (ее называли Марвочкой) от всего балакала (так Валентина Ивановна называет шептание. — Авт.). А еще шептала моя бабушка по кресту (бабила меня), это ей передалось от матери. Бывало, пойду к ней: «Баба Галя, передайте свои умения мне». А она: «Придет время — сама узнаешь».
Уже моей дочери было лет 12, сыну – 8, поехали мы на Зеленое воскресенье в Чернигов. Возле «Дружбы» на остановке продают прессу. Меня за юбку дергает какая-то женщина: «Купите газету. Она как раз для Вас». Я глянула – «Доктор Нострадамус». Думаю: «Зачем мне та газета?» А женщина аж бежит за мной: «Купите, это Ваша газета!» Я и купила. Как сейчас помню, стоила она 25 копеек. Что мне с ней делать? Едем назад с детьми и свекровью. Говорю: «Ну гляну, что же в том «Докторе Нострадамусе»?» И читаю, что пишет Татьяна Винник из села Горобеевка Винницкой области: «Через газету передаю человеку, который знает «Отче наш», заговор 07 лишая, кому подойдет по крови — тот людям будет помогать». Пробежала я глазами тот заговор – дай забыла об этом думать.
А однажды сижу на работе, приводит ко мне женщина (уже покойная) своего внука Руслана. Он к ней приехал из Киева, пас скот – зарабатывал деньги. Ездил на коне, а конь был лишаеватый, и парню весь бок укрыли лишаи. «Чем не мазали – напрасно, – говоритженщина. — Помоги». Я попросила ее выйти, а сама прочла над парнем тот заговор. В газете говорилось, что лишай должен исчезнуть через три дня. И действительно, через три дня приходит Руслан: «Тетя Валя, у меня все прошло».
Так люди начали друг другу пересказывать и стали понемногу приходить ко мне. Мой отец (Царство ему Небесное) смирился: «Видимо, ты пошла в бабу Марвочку».
ОТ БАБЫ ГАЛИ — ВО СНЕ
– Лет 17 назад снится мне, будто я у матери в Селище и пришла баба Галя. Рассказала мне все молитвы -«Отче наш» (эту я знала), «Богородице Дева, радуйся!» и еще одну такую, что ее в Интернете не найдете. Гэворит: «Иди, ты все знаешь». Отвечаю: «Да ничего я не знаю». Она настаивает: «Все знаешь». Я даже и не слышала той молитвы, а проснулась – знаю ее. Муж спрашивает: «Чего это ты целую ночь молилась?»
Дома у Валентины Ивановны много икон, вышитых бисером.
– Две из них – освященные, я возле них балакаю. Когда начинаю над человеком читать молитву (с закрытыми глазами), то «вижу», какая над ним «стоит» икона. Вот, было, привезли мальчика, называют Артемом, а над ним — образ Юрия, или Георгия Победоносца. И правда, родители сказали, что он родился на Юрия. У каждого человека должна быть его икона – она оберегает.
Моя икона – «Иисуса Христа». Я об этом узнала случайно. Как-то к нам в ФАП зашла монашка – продавала иконы-календари. Подходит ко мне, кладет на стол календарь и говорит: «Это Ваша икона». Я родилась на Рождество, 7 января. Хотя и записали 8-го, потому что пошла первая минута после полуночи, но празднуем 7-го.
Еще одни знания Валентине Ивановна достались от подруги.
– У Тани было онкозаболевание, я за ней ухаживала, ставила ей капельницы. Так мне было ее жаль! Она знала, что скоро умрет. И передала мне свое умение – спасать от всяческих напастей на коров. Мол, у тебя хозяйство, тебе пригодится.
И пригождается. Приходилось мне спасать человека и от укуса гадюки. Балакаю от сглаза. Ничего дурного я не знаю, с Божьей помощью помогаю молитвами.
Алина Ковалева, “ГАРТ” №23 (2828) от 8 июня 2017
