В 100 лет выгладит значительно моложе
Варваре Максимовне Сулим из Орловки Куликовского района 8 декабря исполнилось 100 лет. При встрече она поразила меня своей жизнерадостностью и трудолюбием. Когда рассказывала о себе, с ее приятного лица не сходила улыбка, а на щеках появлялись ямочки. Бабушка, несмотря на свой возраст, достаточно живая и подвижная, маленькая, худенькая, еще и выглядит младше лет на 20.
За 100 лет своей нелегкой жизни она была свидетелем как трагических, так и великих событий. Родилась Варвара Максимовна в селе Дубровное на Городнянщине в год Октябрьского переворота. На ее судьбу выпали коллективизация, голодомор, она была свидетелем событий Второй мировой, возрождения народного хозяйства, коммунистических пятилеток, перестройки, независимости Украины.
— Сколько мы пережили, — вспоминает долгожительница. Когда отца раскулачили, нас выгнали из дома. Отца осудили и выслали в Архангельскую область. Домой он уже не вернулся. С мамой стало плохо. Она в душевном смятении просто оставила моих младших братьев (их потом забрали в приют) и меня, пятнадцатилетнюю. Я в Город-не ходила по людям, убирала, мыла полы, просилась переночевать, мне что-то давали есть. Так и выжила. Потом добралась до Чернигова, где также работала сначала у людей. Позже нашла работу на опытной станции. Там встретила и свою судьбу — Александра Сулима из Орловки. До войны у нас было уже двое детей. Галинке исполнилось 3 года, а Коле — 9 месяцев, когда их отца мобилизовали на фронт. Я провела любимого за Красный мост. И так тяжело было на душе – будто чувствовала, что никогда не увижусь с ним. Он написал записку родителям, чтобы приютили меня с детьми, потому что своего жилья мы не имели. Свекор Григорий вскоре приехал и забрал нас. С тех пор я живу в этом селе. Лет 15 мы жили вместе со свекрами, потом они помогли мне приобрести старую избушку, где мы перебивались с детьми сами.
В 25 лет Варвара осталась солдатской вдовой. От мужа не получила ни одного письма, было только сообщение: «Пропал без вести». Как и большинство солдаток, замуж больше не вышла. А сколько в те годы переделала своими руками тяжелой мужской работы! Работала на ферме дояркой и телятницей, ходила в звено.
Сейчас Варвара Николаевна живет с невесткой Екатериной Яковлевной. Уже 12 лет, как умер сын Николай.
— Свекровь у меня золотая, — говорит невестка. – Мы вместе живем уже 48 лет, как видите, скромно, дом небольшой, печное отопление. Еще в прошлом году она ставила чу-гуны в печь, могла и печь протопить. Но перенесла инсульт, лечили, откапывали. Чугуны из печи теперь достаю я. А она может потолочь картофель. Намоет и положит, когда нужно. Кур кормит, уток. Все время в работе, мне рвется помогать. Может, за трудолюбие и доброжелательный характер послал Господь Бог Варваре Максимовне долгий век. Она очень любит и ждет внуков: двух Саш, Таню, Надю. И правнуков: Иру, Марину, Андрея, Диму, Женю. Дочь Галина живет в Орловке и не забывает о матери.
Я пожелала юбилярше хорошего здоровья еще на многие годы и не успела покинуть жилище, как Максимовна спросила у невестки: «Чем мне заняться, что делать?»
Многим и пожилым, и молодым есть чему поучиться у этой женщины и поклониться ей за достойно прожитые годы.
Татьяна Зинько, “ГАРТ” №51 (2856) от 21 декабря 2017
